Чжан Голао. Феномены древней цивилизации Китая. Восемь бессмертных

Пятый из восьми бессмертных, о котором пойдёт речь, – Чжан Голао. Он достиг бессмертия так давно, что сам не смог вспомнить когда. Говорил, что был министром у великого императора Яо. Но его приключения подробно описаны во времена династии Тан. Чжан Голао ездил на белом муле наоборот, спиной к направлению движения. И этим он отличался от всех людей, живущих тогда, да, пожалуй, и во все времена.

Как и все бессмертные, Чжан Го – так его называли – был даосом-отшельником. В летописях рассказывается, что им весьма интересовался императорский дворец. Избранные Поднебесной хотели знать, почему даос ездит на своём осле задом наперёд, и подвергали его нелёгким испытаниям.

Приглашение Чжан Го во дворец императора

Танские императоры часто приглашали Чжан Го во дворец, но бессмертный ещё чаще отказывался. Однажды он всё же согласился и поехал к императору Тай-цзуну как обычно, на своём белом муле.

Император, увидев воочию, как приближается к дворцу Чжан Го, сидя спиной к направлению движения, решил наградить его умного мула вином. Мул с удовольствием выпил немного – и тут же превратился в бумажного ослика. Летопись рассказывает, что мул мудреца и на самом деле был бумажным, а вино лишь выявило его истинную природу.

Чжан Голао
Чжан Голао

Тогда бессмертный даос поведал императору древнюю мудрость: «Истина всегда останется истиной, а вот ложь обязательно со временем проявится».

Однажды Чжан Го призвала явиться императрица У Цзэтянь. Чжан, не желая подчиниться, решил умереть прямо перед входом в храм Туню. Императрица вынуждена была отменить указ, а жители Хэнчжоу спустя некоторое время видели даоса, гуляющего в горах, живым и невредимым.

Чжан Го – бродячий музыкант

Чжан Го, подобно четвёртому бессмертному Хань Сян Цзы, с помощью музыки пробуждал в людях желание совершенствоваться. Он пел философские песни. Через своё пение под барабан из высушенной рыбьей шкуры он пытался донести людям тщетность погони за прибылью и выгодой, за известностью, чувствами. Он пел и о том, что нужно в этой трудной жизни стремиться к поиску своего истинного Я.

Поэтому Чжан Го и сидел на своём осле спиной вперёд, чтобы напомнить людям, что на самом деле, стремясь к славе и выгоде, они идут вовсе не вперёд, а пятятся назад к своей собственной гибели.

Как император пытался выяснить, сколько вина может выпить Чжан Го

С этой целью даос был приглашён во дворец. Но он вино пить не собирался. Чтобы не обидеть императора, Чжан Го попросил разрешения для своего ученика, который вместо него попробует выпить вина. Император дал согласие – и вдруг, словно птица, прилетел красивый юноша. Именно прилетел, хотя у него не было крыльев. Он без труда выпил десять чарок вина. Ему принесли ещё десять, которые он опустошил гораздо быстрее. Чжан Го не был доволен, но император настаивал, чтобы юноша пил ещё. И тут внезапно молодой человек упал и превратился в кувшин, в котором содержалось ровно 20 чарок вина.

Того императора звали Сюань Цзун. В конце своего правления он пристрастился к вину и похоти, забросив государственные дела. Тогда Чжан Го решил покинуть императорский дворец навсегда. Он ушёл к себе на родину, на гору Тяошань провинции Хэнчжоу.

Чжан Голао
Чжан Голао

По преданию, бессмертный даос преодолевал по нескольку десятков тысяч ли в день на своём белом муле. Останавливаясь перекусить, Чжан превращал своего осла в бумажного и складывал его в свою торбу, чтоб тот тоже смог передохнуть. Собираясь в путь, даос плескал на бумажного ослика несколько капель воды – и тот оживал, превращаясь в обычное животное.

Встреча с Небесным Наставником

В поздний период династии Тан однажды Чжан Голао встретился с Небесным Наставником Чжан Тяньши. Беседа двух мудрецов стала, по сути, пророчеством.

Бессмертный мудрец Чжан Голао поведал Чжан Тяньши, что ожидает человечество через тысячу лет. Он сказал, что чиновники не будут заботиться о народе, что стремление к личной выгоде полностью их одолеет. Что все верхушки общества погрязнут в коррупции. Взятки будут даваться везде и всюду. Исчезнет сыновняя почтительность. Ценностями людей станут распущенность и разврат. Люди забудут о скромности, бескорыстии, долге и этике.

Чжан Го поделился с Небесным Наставником своим пониманием значения иероглифа «беспорядочный» 乱(亂) luàn. Он сказал: «Мечи и ружья, борьба не на жизнь, а на смерть, когда повсюду войны, это называется большим беспорядком, но это совсем не тот настоящий хаос, о котором я говорю. Ведь это всего лишь хаос в делах и хаос среди правителей, люди при этом всё же остаются людьми. Но когда уничтожена человеческая природа и наступает эпоха людей, превратившихся в животных, вот это и есть настоящий великий беспорядок».

Понимание бессмертного мудреца Чжан Голао

То, что понял в своё время бессмертный мудрец Чжан Го, происходит сегодня в нашем современном обществе. Оно нравственно падает, а значит, неминуемо гибнет. Но многие люди, заблуждаясь, продолжают гордиться развитием технологий и получать удовольствие от комфортного образа жизни.

Люди считают, что, развиваясь технически, движутся вперёд, но на самом деле, падая нравственно, они неминуемо движутся к гибели. Поэтому Чжан Го ездил на своём бумажном осле задом наперёд, призывая людей остановиться и задуматься. Он так поступал ещё в средние века, когда только заметил тенденцию к нравственному падению.

Состояние современного Китая

Понимание бессмертного Чжан Голао стало, на самом деле, пророчеством через полторы тысячи лет. Правящая компартия в Китае полностью погрязла в коррупции. «Нет чиновника, который не берёт взятки» – стало привычным и обыденным. Всё продаётся, особенно чины и должности. Личная выгода является целью жизни, за которую надо бороться всеми силами. А традиционная культура в Китае, до прихода компартии к власти, была совершенно другой: она основывалась на Единстве Неба, Человека и Земли. Люди понимали, что за добро последует добро, за зло – зло, что нужно всеми силами удерживать нравственные ценности.

Чжан Голао был уверен, что самым страшным беспорядком являются не войны, которые заканчиваются и после которых наступает мир, а падение человеческой Добродетели. Он говорил, что порядок в мире будет только тогда, когда люди станут снова простыми, добрыми и искренними.